Вторая часть статьи ДИЛАН ТРОЙ В ЛАБИРИНТЕ ОТРАЖЕНИЙ ИЛИ КАК СОЗДАВАЛАСЬ ЛЕГЕНДА О ДИНОЗАВРЕ. (автор Меломан Наруто, из цикла «Тайны арийского двора»).
Часть 1 здесь
http://vk.com/ariafamily?w=wall-48350_17285В 1997 году посвященная истории Арии рукопись Дилана Троя (с рабочим названием «Улица роз») легла на столы музыкантам группы, Маргарите Пушкиной и сотруднику фирмы «Мороз-видео» Виктору Троегубову (музыкант, журналист, литературный редактор и продюсер).
Вскоре выяснилось, что у прошлого слишком много лиц. И грянула буря.
Маргарита Пушкина:
«История нас ничему не учит», – спел в одной из своих песен Стинг. До него эту нехитрую истину повторили все кому не лень, раз по сто, если не больше. А чему может научить история, которую то и дело пересматривают, перелицовывают, перекраивают на свой лад, подгоняют под рост и вкус очередного Первого Действующего Лица сегодняшнего дня… Как это скучно! Никогда не узнаешь, что же было на самом деле, и что в действительности шептал Наполеон после Ватерлоо, и какие силы на самом деле руководили И.В. Сталиным, который одной рукой создавал, а другой ломал и разрушал… А по изменённому слепку Большой Истории создаются Истории Маленькие. История появления того ли иного художественного полотна претерпевает в умах критиков и искусствоведов такие трансформации, что уже никогда не понять – а что же думал сам сотворивший этакое чудо человек. Дневники переписаны начисто другой рукой, или уничтожены, или их вообще не было… Болтуны-интерпретаторы, брызгая слюной, неплохо зарабатывают, придумывая за полководцев, поэтов, композиторов, живописцев их жизни и запуская в пустынные умы нынешнего поколения домохозяек и эмтивишных бейбиков диковинные караваны не историй, а сплетен.
А уж история нашей рок-музыки (опустим другие виды искусства и пересядем поближе к теме)! Уродливей слепка я ещё не видела – несколько хорошо узнаваемых носов на лице так называемого «дедушки» русского рока, добрый десяток ушей и глаз. Монстр, одним словом, чудовище! Годы идут, память изменяет ветеранам, уцелевшим в бескомпромиссной борьбе за правое дело, скажем, отечественного хард-н-хэви. И вот уже незначительный эпизод кажется значительнее Октябрьского переворота 1917 года, а роль собственной личности вырастает до размеров того самого ворчливого жадного Великана из сказки Оскара Уайльда, который детишек не пускал в свой сад за вишнями и яблоками…
Никогда не верьте тому, что написано в книгах об истории той или иной рок-группы тем или иным якобы авторитетным автором. Во-первых, обязательно присочинит что-нибудь от себя. Во-вторых, каждый участник коллектива обязательно забудет то, что говорил автору год или два назад, или вообще забудет, что он с этим автором встречался… А за эти год или два было столько событий, столько снов, что прошедшее вновь и вновь меняет свою окраску.
Вот практический совет тем, кто собрался посвятить кусочек своей драгоценной жизни написанию многостраничного труда об очередных рок-бойцах: пусть они подписывают каждую страницу вашего опуса, а в конце работы выдадут вам справку (почти по Аркадию Райкину), что ими всё прочитано и с ними всё согласовано. Это поможет вам в дальнейшем избежать серьёзных словесных и даже судебных разборок.
Жаль, что я не начала вести дневник сразу, как окунулась в рок-реку … Как я ругаю теперь себя за такую оплошность! Многие эпизоды из истории таких славных групп, как ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, АВТОГРАФ, РОК-АТЕЛЬЕ, ЭВМ уже стёрлись в памяти, не удержались. АРИИ на беду ли, на счастье ли, но повезло больше.
Когда появилась идея книги про Арию, и материализовался Ди Трой со своей версией истории, я сказала, что никто никогда не напишет правдивой книги о группе Ария, книги, которая бы устроила и музыкантов, и фанатов. Это просто невозможно. Подобные книги надо писать как Евангелие (смеется) - "Легенда о динозавре" от Дубинина, "Легенда о динозавре" от Грановского, от Большакова, но и это все равно не будет истиной в последней инстанции. Каждый будет высказывать свое мнение, потому что каждый видит историю и свою роль в этой истории по-своему, со своей дозорной вышки. Мои оценки субъективны, оценки Ди Троя тоже субъективны, объективности нет. И музыканты, какими бы бойцами они ни были, - выбрасывали телевизоры в окна и так далее, - сами все равно ставят определенные рамки, в которых они хотели бы себя увидеть. К тому же, идет время, люди меняются, что-то забывается, что-то заново придумывается, да и история меняется. Очень себя ругаю, что долго не вела дневник, но сейчас я это делаю, потому что в нем нужно фиксировать события, голые факты и собственные ощущения на момент происходящего. Проходит год, и ты уже все видишь в совершенно другом свете. Все как у Оруэлла в романе "1984". Там у него было Министерство Правды, где перекраивали историю по указаниям сверху и потом по специальной почте рассылали новый вариант того или иного события, которое случилось много лет назад, в соответствие с новой политикой…
То же самое происходит и с историей рок-группы… Хорошо, что еще авторов не побили. Хотя у меня есть фотографии, зафиксировавшие, как Маврик и Кипелов читают рукопись…
Что касается меня - никогда в жизни не буду писать историю групп, занятие неблагодарное. Пускай пишут специальные люди или сами музыканты - каждый свою версию:)) Свои персональные впечатления я как-нибудь изложу, найду способ. Автобиографические фрагменты так или иначе попадают в мои книжки. Они есть и в "Арии Маргариты" и в книге, выпущенной к альбому "Династия Посвященных". Очерки-воспоминания можно писать, но хранить их надо в сейфе и просить опубликовать только после смерти (смеется). Иначе рядом не останется ни друзей, ни музыкантов».
Виктор Троегубов был одним из отцов-основателей известной рок-группы «Крематорий». Из-за разногласий с лидером группы Арменом Григоряном в 1994 году Троегубов уходит из группы и возглавляет проект «Дым», в составе которого в 1996 г. записывает альбом «Мастер снов».
После окончания музыкальной деятельности с группой «Дым» Троегубов начинает заниматься музыкальной журналистикой и издательским делом. Тут-то на его рабочий стол и ложится рукопись Дилана Троя.
Маргарита Пушкина:
«Троегубов - это бывший музыкант Крематория. Мы с ним были знакомы еще со времен Рок-лаборатории. Потом он ушел из группы и занялся издательским делом, стал помощником издателя в издательстве, выпускающем музыкальную литературу».
Виктор Троегубов:
«Впервые услышать о существовании рукописи книги о группе «Ария» мне довелось еще в 1997 году. Именно в то время я закончил концертную деятельность и занимался рок-журналистикой. Фирма «Мороз-Видео», где я работал, уже выпускала книги о рок-группах, и возможность издания книги о группе «Ария» меня заинтересовала. Я связался с автором, и он подвез рукопись.
Когда я начал читать, у меня создалось двойственное ощущение. С одной стороны, Дилан Трой сообщил об «Арии» много интересного и даже нашел правильный «подход к снаряду». Но частности!.. Какое огромное количество искаженной информации просочилось в текст. Даже мне многие описанные события и оценки автора показались крайне субъективными, а порой даже некорректными. Что же говорить об участниках группы и их постоянном соавторе Маргарите Пушкиной, чьи жизнь и творчество в рукописи оказались далекими от реальных. Их реакция была однозначной: в таком виде книга не выйдет!».
Дилан Трой:
«Самый лучший способ поругаться с группой — это написать про нее книгу. Особенно если создание подобного труда совершенно не входит в планы ее менеджмента или же сие радостное событие запланировано на отдаленную перспективу, когда сама группа наконец-то решит, что можно отразить в ее летописи, а что — категорически нельзя. Это прописные истины музыкальной журналистики.
Положение автора многократно усложняется, если про группу вообще не выходило никаких объемистых трудов, кроме статей и интервью. Про «Металлику» и «Лед Зеппелин», к примеру, писать куда проще: материалы об этих группах всегда имеются в количестве, вполне достаточном для того, чтобы сочинить книгу, не выходя из дома, не встречаясь с музыкантами и даже никогда не слушая их бессмертных творений. Да и ответственности никакой — всегда можно сослаться на ту или иную версию того или иного автора.
«Легенда о динозавре» представляет собой первую попытку проанализировать творческий путь легендарной группы «Ария». Первую — поэтому очень многое в этой книге написано неправильно. «Что же неправильно?» — заволнуется читатель, возможно немало смущенный таким предисловием. Отвечаю: очень многое. Ибо безболезненно объединить рассказы более двух десятков людей, имевших отношение к истории группы, практически невозможно.
Сперва почему-то все решили, что мой скромный труд не является как бы “официальной” историей группы Ария. И поэтому общаться со мной никто не спешил. Диктофонные переговоры получались урывками - на студии, перед концертами. С пониманием к этой затее отнесся только Холстинин. Он часто звонил мне вечерами, и мы беседовали до утра…
Я сам музыкант и поэтому прекрасно знаю, что такое группа и какие отношения возникают обычно между музыкантами. Разумеется, на все рассказы я делал скидку и старался написать, как можно более обтекаемо. Перед тем как сдать книгу, я еще раз пробежался по ней и постарался все свести к нейтралитету, учитывая, как мне казалось, мнение всех сторон. Не тут-то было!».
Долгое время рукопись лежала без движения. Виктор Троегубов в 1998 году сосредоточился на создании книги «Легенды русского рока». Виктор являлся главой проекта в целом и лично написал три главы из восьми («Александр Градский», «Машина времени», «Аквариум»). Для написания других глав Троегубов привлек квалифицированных авторов, знающих предмет не понаслышке. Маргарита Пушкина написала главы «Високосное лето» и «Автограф»; Артем Липатов — «Воскресение»; Сергей Гурьев — «ДДТ»; Василий Гаврилов — «Зоопарк»; Леонид Порохня — «Урфин Джюс».
В марте 1999 года книга «Легенды Русского Рока» вышла в издательстве «Леан». В ходе проведения ее презентации книги в Московском Доме Книги на Новом Арбате Александр Градский назвал ее «первой честной книгой о русском роке, где авторы просто излагают события и факты, а не пытаются навязать читателю своих взглядов…».
Затем Виктор Троегубов вернулся к рукописи «Легенды о динозавре» и попытался ее переделать с учетом замечаний и дополнений музыкантов группы, а также Маргариты Пушкиной.
Виктор Троегубов:
«Прошло около двух лет, а потребность в объективной книге о группе «Ария» лишь увеличивалась. Я решил предпринять последнюю попытку реанимации рукописи Дилана Троя. Именно тогда я в полной мере ощутил справедливость утверждения, что «переделывать трудней, чем делать с самого начала». Была проделана гигантская работа, значительная часть книги была фактически переписана. В результате подобной «послойной» литературной технологии незримо присутствующий в повествовании автор стал по-настоящему «раздвоенной личностью», что — как мне кажется — лишь обогатило книгу разнополюсными взглядами. А внимательный читатель получил шанс попытаться разгадать околомузыкальный ребус: понять, какая мысль принадлежит представителю более молодого поколения, какая — ровеснику музыкантов «Арии».
Так как большинство событий Дилан Трой увидел глазами Владимира Холстинина, мне показалось естественным выбрать в качестве строгих арбитров других главных участников событий: Виталия Дубинина и Маргариту Пушкину, Алика Грановского и Андрея Большакова, Валерия Кипелова и Сергея Маврина, Александра Манякина и многих-многих других. Спасибо им за помощь и объективный взгляд.
Кроме того, Маргарита Пушкина предоставила для данной книги ранее не публиковавшиеся первоначальные версии некоторых текстов «Арии» и свои собственные комментарии по их содержанию».
Дилан Трой:
«В какой-то момент я отдал рукопись Виктору Троегубову и больше к ней не прикоснулся. Более того, хотя у меня и была такая возможность, я не делал этого намеренно, - иначе процесс издания мог затянуться еще на два года. Троегубову я очень признателен, он фактически сыграл роль моего адвоката - человека, который в итоге оперативно решил многие проблемы, связанные с арийскими музыкантами. Он вообще поступал очень просто - звонил и говорил открытым текстом: “Слушай, мы готовим к изданию дитроевскую рукопись. В твоем распоряжении ровно неделя, чтобы ее проверить и исправить!».
Маргарита Пушкина:
«Троегубов очень хваткий человек, пуленепробиваемый, который четко поставил себе цель и добивается ее. Мне нравится, как он целенаправленно работает. Если бы не он, книга, возможно, вышла бы в варианте, написанном Ди Троем, но это было бы еще дальше от правды. Троегубов вставил некоторые фрагменты, еще раз поговорил со всеми музыкантами, что-то подправил…».
Но, как известно, все дороги не сходятся в одну, и у прошлого множество лиц. Несмотря на все старания Дилана Троя и Виктора Троегубова, по многим эпизодам арийской истории безболезненно свести воедино противоречивые воспоминания и оценки участников тех событий оказалось невозможно.
Дилан Трой:
«Большинство групп, отыграв вместе много лет, вдруг - о ужас! - понимают, что толком о себе и друг друге ничего не знают. И хватаются за голову: что же мы там наговорили! Так получилось и с “арийцами”. Например, несколько историй они посчитали плодом моей буйной фантазии или какой-то ошибкой. Хотя я не знаю, какая ошибка может быть, если ты пользуешься диктофоном».
Валерий Кипелов:
«В свое время была написана книга о группе «Ария», хотя там было многое спорно, не все было правдой, потому что у каждого был свой взгляд. Если бы написали правду на 80% то, я думаю, группа «Ария» распалась бы давно. Там были нелицеприятные положения относительно друг друга, у каждого была своя правда».
Сергей Терентьев:
«Написать абсолютно честную книгу об Арии не удастся никому из авторов. Все равно где-то кто-то кого-то неправильно представит, и события и ситуации будут освещены с другой колокольни. Поэтому абсолютно честной книги не будет, какая есть - такая есть».
М. Пушкина:
«Легенда о динозавре - нормальная книга. Но музыканты никогда не будут довольны книгой, написанной о них. Ибо человеческий мозг имеет одну интересную особенность - со временем изобретать новую самую правдивую правду…
Правдивых историй наших групп (как, впрочем, и государства) не бывает - память человеческая очень избирательная (смеется). Я давно предлагала написать историю Арии по схеме Евангелия: "История Арии от Грановского", "История Арии от Большакова", "История Арии от Кипелова" и т.д. Сравнение рассказанного в них - увлекательное занятие для интересующейся публики. На откуп свободных журналистов такое ответственное дело давать нельзя - они так приврут, что мало не покажется.
Если же все-таки книга будет собрана - на каждой странице должна стоять подпись каждого музыканта с обязательным указанием даты прочтения - чтобы потом не было отговорок: " А я этого не читал, мне это не показывали, и все было совсем не так" (смеется).
Владимир Холстинин:
«При перекладывании разговорной речи на письменную все равно меняется акцент, меняется интонация. И потом читаешь - вроде написано о том же самом, но по-другому выглядит - приходится корректировать. То есть это иногда получается совершенно непроизвольно».
Продолжение следует.