СУДНЫЙ ДЕНЬ.
31 августа на Малой спортивной арене Лужников при полном аншлаге состоялся последний концерт Кипеловской Арии, названный организаторами Судным днем. Многие думали, что это – прощальный дембельский аккорд группы, прекращающей своё существование.
М. Пушкина:
«Самый памятный концерт Арии для меня – это последний перед расставанием... До конца не верилось, что они расходятся с Кипеловым. По-моему, это был самый отчаянный концерт, они до конца не понимали, что делают».
В. Дубинин:
«Настроение было... не передать словами. Мы до самого конца не верили в расставание. Не знали, что будет дальше...».
Брюс Дикинсон так вспоминал о своих последних концертах 1993 г. перед уходом из Iron Maiden:
«Наши фэны знали, что я ухожу. Мы выходили на сцену, и это было похоже на морг. Я вдруг понял, что как главное действующее лицо я нахожусь в практически патовой ситуации. Если бы я закричал: «Вау! Как круто все сегодня, чуваки!» - нормальные люди остались бы сидеть и подумали: «Что он такое несет? Что здесь может быть крутого?» Или наоборот: «Вы извините, я ухожу, не хотел испортить вам вечер, но так уж вышло». Что бы вы сделали на моем месте? Я не знал. Все (аудитория, я, группа) испытывали противоречивые чувства».
Теперь в похожей ситуации оказались и арийцы.
К билетам прилагалась программка с текстом следующего содержания:
«Ария – монстры российской тяжелой сцены – дают сегодня знаменательное шоу. Уже завтра, 1 сентября, группа прекращает работу в прежнем составе. Ее покидают вокалист Валерий Кипелов, гитарист Сергей Терентьев и барабанщик Александр Манякин – они теперь будут выступать под титулом «Кипелов». Владимир Холстинин и Виталий Дубинин начинают запись альбома. Каким он будет? Какими будут новые песни проекта «Кипелов»? Сегодня никто не может ответить на эти вопросы. И никто не знает, соберется ли нынешний состав для совместной работы еще раз…Но одно можно сказать уверенно – Ария была и будет великой группой! Ария – это навсегда!».
Билеты были разобраны задолго до дня концерта. Проданы были даже места за сценой (задник был убран).
В. Кипелов:
«Вот это мне не понравилось. Потому что я сначала не понял, что за люди сидят сзади. Правда, я сначала подумал, что может это приглашенные гости, ну мало ли. Вот этого я не понял. Поэтому пришлось крутиться и туда и сюда. Неудобно, когда тебе в спину смотрят, тем более люди, которые за это деньги заплатили».
Треклист Судного дня.
1. Химера
2.Небо тебя найдет
3.Раскачаем этот мир
4.Горящая стрела
5.Грязь
6.Штиль
7.Король дороги
8.Обман
9.Осколок Льда
10.Беспечный ангел
11.Ночь короче дня
12.Герой Асфальта
13.Игра с Огнем
14.Ангельская пыль
15.Торерро
16.Баллада о древнерусском воине
17.Улица роз
Многие ожидали, что Ария на прощание устроит нечто небывалое, уникальное, феерическое. Как говорил в свое время товарищ Троцкий: «Мы уйдем, но на прощание так хлопнем дверью, что мир содрогнется!». Однако арийцы ничего экстраординарного устраивать не стали.
Duk, 08.09.2002:
«Внешне это был обычный концерт. Глядя на сцену, трудно было поверить, что группа распадается. Почти невозможно. Они казались одним целым, и все новости про раскол, казалось, сгинули без следа. Но все-таки в воздухе витало незримое напряжение. Среди зрителей почти не было привычного безбашенного оттяга. Все не столько отрывались, сколько пристально смотрели на сцену, впитывали в себя все происходящее. Все понимали: наверное, больше Арии не будет, по крайней мере, прежней Арии.
Отыграли арийцы (все пятеро!) просто отлично, но с концерта я уходил в грустном настроении. Неужели легенда становится историей? Неожиданно появившийся на сцене Покровский исполнил инструментал с говорящим названием Реквием. Он сказал, что не надо воспринимать его как реквием по Арии. Но, думаю, большинство все равно восприняло его именно так. Грустно…Правда Кипелов правильно сказал в перерыве между песнями, что все уйдет, а музыка останется. Музыка действительно останется, будем слушать Кровь за кровь, Героя асфальта, Игру с огнем, Волю и разум, Улицу роз и другие культовые песни. Слушать и вспоминать группу, которой уже нет…Или все-таки есть?!
Арийцы, вернитесь!!! Ария форева!!!».
Из статьи Андрея Сильвестрова «Ария: вечер Судного дня» (YTPO.ru, сентябрь 2002 г.):
«Вечер Судного дня. Еще только увидев афишу, я понял, что статья будет называться именно так, по аналогии с русским переводом битловского "A Hard Day’s Night". Судный день – воздастся каждому по делам его... В течение последнего полугода армию арийских фанов лихорадило – уходит Кипелов или нет? Кое-кто отказывался в это верить, но официальные сводки были неумолимы: последний концерт группы в нынешнем составе должен был состояться вечером 31 августа на МСА Лужников... Как выяснилось, вместе с Кипеловым работу над новым материалом отказались продолжать и Терентьев с Манякиным. Девизом последнего концерта прозвучала строчка одной из песен группы: "Мы расстаемся – так будет лучше...".
Прощальное шоу началось еще за час до появления музыкантов. На двух небольших экранах по бокам сцены мелькали кадры фильма о буднях группы: рабочие моменты Дня борьбы со СПИДом, саундчек и закулисье "Нашествия-2001" (мне было особенно приятно узреть в кадре себя во время интервью с Терентьевым), репетиции тура "Классическая АРИЯ". Толпа время от времени принималась шуметь, подпевать, но в целом познавательный интерес преобладал над подростковым адреналином (средний возраст аудитории – лет 25). В четверть девятого фильм закончился, и почти сразу же зал погрузился во тьму. Затем – яркая вспышка, и слепящий шар стремительно поднялся ввысь, рассыпавшись огненным занавесом... "Ты уходишь от погонь... но цель твоя – химера" – в этом концерте слишком много символичного; не химера ли призрачная цель половины арийцев, решивших покинуть группу, находящуюся на пике успеха – по крайней мере, финансового... Нужны очень веские причины, чтобы на это решиться; видимо, творческие разногласия сегодня тоже достигли пика.
Сказать, что зал был полон, – ничего не сказать. За неделю до концерта билетов не осталось, распроданы даже места позади сцены. Поэтому задника нет, она просматривается насквозь: только инструменты и полукруглая стойка-радуга со светом, и пятеро (шестеро, семеро...) арийцев... Оказывается, это трудно – найти для такого дня нужные слова: Кипелов честно признается, что не знает, что говорить. "...Поэтому лучше скажу словами героя фильма "В бой идут одни старики": все пройдет, только музыка останется..."
Впрочем, нет ничего, что бы указывало на то, что конфликт в группе выходит за рамки творческого. Концерт движется своим чередом: "Грязь", "Штиль" – в припевах Кипелов может отдыхать: зал поет если и не лучше, то старается вовсю... Народная пиротехника тоже на уровне – все баллады неизменно сопровождаются зажигалками и свечами; к концу выступления некоторые уже не в силах выражать эмоции – и голос сел, и зажигалка сдохла, благо, баллад за двухчасовой концерт хватило – "Осколок льда", "Беспечный Ангел", "Игра с огнем" (ну с огнем же!), "Ангельская пыль"...
Одним из сюрпризов вечера становится присутствие на сцене клавишника первого состава "Арии" Кирилла Покровского. Появившись перед чуть притихшей толпой, он поведал, что долгое время жил за границей, занимался классической музыкой, дирижировал оркестром, но все-таки "нет ничего лучше Родины" – и "Арии".
Хиты следуют один за другим. Становится жарко – в прямом и в переносном смысле. На мониторах – крупно – лицо Кипелова с каплями пота. Партер – на плечах соседей, а Кипелов делает "...но ни шагу наза-ад!!!", нота в ноту – никакой халтуры; да и остальные не отстают, выкладываются полностью...
Удивительно, но на бис группу вызывают более вяло, чем хотелось бы: ясно, что они должны будут петь еще что-нибудь... Две прощальные вещи – тоже из раннего: "Здесь куют металл" и "Воля и разум".
Весь стадион в один голос поет, понимая, что следующего повода отрываться придется ждать очень долго. Под финальные аккорды "Воли..." измочаленный Кипелов стаскивает с себя футболку с обложкой "Химеры", Покровский следует его примеру; группа выходит на поклон, Манякин швыряет в зал палочки, Холстинин горстями разбрасывает медиаторы – всем ясно, что играть они больше не станут...
Длинная змеящаяся толпа обратно к метро, но – никаких всхлипывающих поклонниц, только скандирование "Ария! Ария!", и то там, то тут еще не остывшие фаны принимаются хором орать что-то про Жанну... Никто не верит, что это был последний концерт Арии?»
Из концертного отчета Nuts:
«Так уж повелось с незапамятных времён, что 31 августа многие ждут с не самыми приятными предчувствиями. Дети и подростки предвкушают начало тягостных месяцев учёбы, их родители - череду плохих оценок, полученных их чадами, и родительских собраний, преподаватели - килограммы измотанных нервов… Так уж повелось, что большинство поклонников "Арии" попадает в ту или иную из вышеперечисленных социальных групп. И так уж случилось, что всем нам пришлось испытать тревожное ожидание этого "переломного" дня с удвоенной силой…
На мониторах по бокам сцены мелькали удивительно знакомые кадры. Это оказалась "документальная" запись официальной встречи "Арии" с поклонниками накануне 1 декабря прошлого года. За ней последовала репетиция выступления "Арии" на НАШЕствии-2001, потом - фрагменты репетиций с оркестром, проходившие во время записи сингла "Потерянный Рай", и под конец - увертюра к концерту в Зелёном театре. Как только она завершилась, на экранах высветилась эмблема Судного Дня. Теперь уже нам ясно дали понять: "Встать, суд идёт!".
Погас свет, и послышались знакомые отголоски: с произведения "Кармина Бурана" "арийцы" однажды уже начинали упомянутый мною концерт 1 декабря. К середине кантаты появились пять фигур в плащах, с капюшонами, накинутыми на головы, и с зажжёнными факелами в руках. (К слову, перед концертом мы видели, как эти факелы несли за сцену.) Человек, стоявший посредине, коснулся факелом некой коробки перед сценой, и произошла целая цепь пиротехнических "превращений", результатом которой стал дождь золотых искр. Волшебное, завораживающее зрелище, но! - требующее не менее эффектных задумок далее по ходу всего концерта. Увы, таковых припасено не было, что явилось для меня довольно странным.
Дождь ещё не закончился, когда на экранах появилась обложка альбома "Химера" и раздались первые ноты одноимённой песни (сами музыканты на сцену пока не вышли, что после концерта стало для некоторых поводом к разговорам о "фанере"). Отыграв вступление, будучи невидимыми для всех собравшихся, "арийцы" таки явились взору тысяч своих присяжных. Для меня стало неожиданным то, что Кипелов был в майке "Ария" (когда он в последний раз такую надевал? Или, может быть, я чего-то не знаю?..). Ближе к середине песни на мониторах (на что, собственно, мы и уповали) появилось изображение, получаемое с двух видеокамер, стоявших перед сценой. Дубинин не преминул этим воспользоваться и с видимым удовольствием позировал в близстоящую камеру.
Вторым номером, уже по традиции, стала "Небо Тебя Найдёт", в конце второго проигрыша которой Терентьев постучал собственной гитарой о собственное колено. Наверное, слушаться не хотела…
Так же, как обычно, Кипелов после второй песни начал здороваться с присутствующими. Было заметно, что он взволнован, только вот чем?.. Но не будем о неприятном. Он сообщил, что перед концертом долго думал над нужными словами, но так их и не нашёл, и озвучил вечную истину: "Всё в мире проходящее, вечна только музыка". После такого прозрачного намёка всем требовался хороший заряд положительной энергии для поддержания боевого духа, и, конечно, мы его получили: Кипелов призвал нас вместе с "Арией" раскачивать мир, сцена осветилась кроваво-красным, и зазвучало обманчиво-спокойное вступление. Мне показалось, что в своём соло Терентьев много наимпровизировал, что явилось для меня приятным сюрпризом: получилось очень удачно. А в конце Валерий начал выяснять, в какой части зала ещё осталось хоть немножко местечка для слабых. Думаю, результат себе представляют все.
Следующим номером "арийцы" пустили в зал "Горящую Стрелу". Здесь Валерий совсем распелся и тянул припев почти как в студийной записи. На исполнении циничной "Грязи" Дубинин решил порадовать несчастных "зрителей", сидевших за сценой и потому не очень оправдывавших это название: он "прогулялся" к заднику и обратно. А Кипелов на последнем "…и быть просто собой" вдруг схватился за голову.
Следующую песню маэстро Кипелов возжелал, как обычно, спеть вместе с залом. В той же степени, как мне навяз в зубах "Штиль" в записи, мне приятно было слушать и наблюдать его исполнение на Судном Дне. Вероятно, свою лепту внесли бесчисленные огни от зажигалок, едва колышущиеся, как хранящее молчание море… А может быть, сыграло свою роль отменное исполнение залом отведённой для этого части перед последним припевом. Кстати говоря, Кипелов дирижировал здесь не хуже полуголого Кримеца.
"Король Дороги" не удивил ничем. Исполнение, как всегда, было на высоте, кипеловское финальное "Еееее" осталось прежним. Единственное, что показалось мне странным - Холстинин играл кусочек соло в фирменном терентьевском стиле: поставив гитару вертикально. Зачем понадобилось так явно копировать собственного коллегу, играющего с тобой на одной сцене, - мне осталось непонятным.
А после песни о трагедии гонщика-самоучки настала, как тут же пообещал Кипелов, "полоса сюрпризов". Кирилл Покровский, вышедший на сцену собственной персоной - вот это действительно сюрприз! Ему выдали микрофон, и он завёл долгую речь, главной мыслью которой было следующее: прожив долгое время за границей, он пришёл к выводу, что нет ничего лучше двух вещей - Родины и "Арии" (эти два любимых понятия он проиллюстрировал двумя пальцами своей сложенной в "козу" руки). Тем временем из темноты посреди сцены возникли клавишные. Заканчивая речь, Покровский объявил об исполнении следующим номером его фортепианного произведения под названием "Реквием", специально оговорил, что это ни в коем случае не реквием "Арии", и предложил погрустить под эту мелодию вместе с ним (он собирался грустить об ушедшей молодости; по крайней мере, нам он сказал так). Вещь была действительно очень печальной, и в ней безошибочно угадывался автор (я услышала пару-тройку кусочков, имеющих некоторое сходство с "Манией Величия" и "Ещё Раз Ночь")…
Следующий номер предварялся высвечиванием на экране обложки "Мании Величия". Для "Тореро" было рано, а потому на ум сразу пришёл "Волонтёр". Мы не ошиблись, и через мгновение Покровский, оставшийся на сцене, уже тряс головой под размеренную "коняшку" Дубинина. Интересно было понаблюдать, как Терентьев, не успевший ранее поприветствовать Покровского, наверстал упущенное, поручкавшись с Кириллом в конце вступления; а Дубинин под конец песни фамильярно поерошил волосы "главного сюрприза". Покровский был явно в центре внимания, как любой редкий, и потому долгожданный гость. Он исполнял все свои альбомные партии, плюс Кипелов дал ему спеть вместо себя второй припев. И уж само собой разумеется, по зрелищности "Волонтёр" получился гораздо интереснее, чем обычно: Покровский до невозможности сценогеничен и вести себя перед множеством зрителей умеет как никто другой.
Отыграв "Волонтёра", Покровский ушёл со сцены, и - очередной "Обман". Мне показалось, что Кипелов вначале подбавил в свою манеру исполнения некоторой нарочитой небрежности: одно "…и был луной-йййеа" чего стоит! Ну хорошо хоть не "луной-йоу"…
Далее настал черёд "лирической баллады" под названием "Осколок Льда". К этому времени, в свою очередь, распелся и вошёл во вкус зал: уже во вступлении зрители начали подвывать. (Многие, кстати, обратили внимание на особое дружелюбие, которое Кипелов с Холстининым здесь проявили друг к другу.) Впрочем, следующая песня в этом лирическом мини-блоке - "Беспечный Ангел" - заработала, похоже, наибольшее количество аплодисментов и восторгов за весь концерт.
Не отгремели ещё аплодисменты после предыдущей песни, как "приступил к делу" хор (к сожалению, как всегда, в записи). "Ночь Короче Дня" также ничем не отличалась от обычного, только Терентьев во время холстининского соло в свою очередь прогулялся к заднику сцены.
"Герой Асфальта" был немного похож на "Короля Дороги" не только тематически, но и в смысле исполнения, но на этот раз копированием коллеги-Терентьева занялся Дубинин. Может, в интернете прочитали, что сей жест пользуется повышенным вниманием и популярностью… А во время соло самого Терентьева Дуб с Холстом проскакали боком всю сцену поперёк. Выглядело весело.
Следующим номером была "самая длинная песня", которую "арийцы" когда-либо написали - "Игра С Огнём". С каким выражением Кипелов пел "…был мне как в горле кость" - не передать. Честно говоря, навело на размышления. На время затяжного соло он ушёл за сцену, а когда вернулся, я очень удивилась: ещё никогда он не менял причёски прямо посреди концерта, а в тот момент почему-то завязал "хвост".
Когда "арийцы" заиграли "Ангельскую Пыль", сразу подумалось: "Вот именно здесь явно не хватает пиротехники!". А может, просто не захотели повторяться после 1-го декабря. Ближе к середине песни Дубинин с Холстининым наклонились друг к другу, как будто о чём-то договариваются между собой; а под конец своего соло Холстинин начал забавляться: в его задачу входило подтянуть струну, а в задачу зала - воспроизвести этот звук с помощью своих многострадальных голосовых связок. По-моему, и тот, и другие с этим неплохо справились.
После, беседуя с "Тореро", Кипелов по очереди подошёл сначала к одной из боковых трибун, потом к другой, будто бы надеясь обнаружить на них того самого, с виду бесстрашного испанца. А в "Балладе о Древнерусском Воине" он пошёл за барабаны (вероятно, захотел проконтролировать работу главного "стукача" группы). Кстати говоря, своё знаменитое финальное "…ни шагу назад" он вытянул совсем как в записи.
Когда зазвучало вступление к "Улице Роз", я внезапно ощутила, что концерт длится уже более полутора часов. А ведь они пролетели так незаметно!.. Откровенно говоря, я не думала, что в песне, которую исполняют каждый концерт со дня её написания, возможно придумать что-то новое, однако Кипелов сотоварищи умудряются, и ещё как! Например, Валерий "считал ступени" у лестницы, которую сожгла знаменитая с некоторой поры королева. А все три гитариста на втором припеве трясли волосами… как обычно, да не совсем: на этот раз - повернувшись лицом к Манякину. И уж чего я совсем не ожидала, так это следующего: Терентьев, играя своё соло, так заимпровизировался, что остальные сбились с ритма, и Холстинин начал играть свой проигрыш слишком поздно. К чести музыкантов, они быстро поправили дело (никак, профессионалы!).
Отгремела "Улица Роз", и музыканты ушли на заслуженный пятиминутный отдых. Таким образом, я имела возможность оглядеться по сторонам и заметить, что большая часть народа практически в изнеможении опустилась на свои сиденья. Вот они, издержки подобных концертов, но это более чем приятная усталость!
Вернувшись на сцену, Кипелов затеял "конкурс": кто лучше выводит рулады - он или зал. Да собственно, никто и не сомневался в победителе. Удовлетворив собственное тщеславие, Валерий принялся перечислять и без того известных нам участников группы "Ария", которые по мере их представления стали выходить на сцену (особенно потряс своим видом Манякин, вышедший в штанах почти пижамного вида). Также Валерий представил нам Евгения Шидловского, звукорежиссёра Валерия Шишакова и двух техников - Сергея Степанова и Олега Лычагина (я уж было подумала, что он будет весь технический персонал перечислять, и концерт растянется ещё на пару суток). А когда представили самого Кипелова, Дубинин аж кинулся к нему на шею. Боже ж ты мой, до чего трогательно!..
"Здесь Куют Металл", зазвучавшую сразу после этой церемонии, Терентьев играл на другой гитаре. Кипелов по мере возможности старался уделить внимание всем трибунам, бегая из одного конца сцены в другой. А слушая выводимые им рулады, звучащие, как всегда, несколько по-восточному, я вдруг подумала: а неплохой из него получился бы муэдзин…
Ну, а на финал, озвученный "Волей и Разумом", все музыканты собрали остаток сил в кулак и очень достойно завершили своё выступление. На сцену выбежал Покровский и начал прыгать по сцене, размахивая волосами. Оккупировав микрофон, предназначенный для Дубинина, он подпевал Кипелову на всех припевах (может быть, из-за этого очередной пинок Терентьева в пустоту чуть не попал в почётного гостя?). Когда же гитаристы начали играть свои соло, Кирилл, почувствовав свою невостребованность на подпевках, сел "на завалинку" под барабаны, предоставив широкое поле деятельности фактическим хозяевам этого праздника жизни. Кстати, на его майке, как и у Дубинина, на спине красовалась надпись "Ария forever"
По завершении финальной песни всех собравшихся ждал ещё сюрприз, даже много. Помимо традиционных барабанных палочек, медиаторов и маек с плеча музыкантов (даже Покровский сподобился "поделиться с ближним"!), первый ряд партера получил из рук Шидловского самую что ни на есть настоящую манякинскую тарелку, а ряды чуть подальше - пластик от барабанов, который был закинут туда всё тем же Евгением. Вообще, весь процесс "расшаркивания" выглядел очень тепло, по-дружески, не чувствовалось никакого напряжения между музыкантами (за исключением очередной шуточки Дубинина, когда ему захотелось стянуть штаны с Манякина). Ну, а после "раздачи слонов" Кипелов попрощался с залом, не сказав, однако, ни "До новых встреч", ни "До свидания"…»
Из статьи RAG DOLL «Судный день или Армагеддон конца света» (MetalKings.ru):
«Как бы это ни было грустно, но рано или поздно любая великая группа становится легендой. Некоторые динозавры находят в себе силы поддерживать это статус еще долгие годы, другие ставят точку в истории на самом неожиданном месте.
В августе 2002 года группы "Ария" не стало, хотя, лучше сказать, не стало легендарного состава группы. Холстинин и Дубинин сохранили за собой право на марку "Ария" и будут ее и далее развивать с новым составом, а Кипелов, Терентьев и Манякин образовали проект со скромным названием "Кипелов". Разумеется, столь важное решение должно было быть представлено на суд публики пафосно, с размахом, чтоб рыдал стадион, чтоб свет тысяч зажигалок освещал недавнее поле битвы, чтоб фанатки в истерике вытирали тушь фирменными майками, чтоб концерт стал самым крутым в уходящем году. Однако, забегая вперед, надо отметить, что конца света не случилось, слюней и соплей тоже не наблюдалось, все было четко и слажено, как на обычном концерте.
Еще до начала действа арийцы стройными рядами шествовали по аллеям Лужников, скандируя "Валера! Валера!", "На руках у меня засыпай!" и прочий стандартный набор лозунгов арийского фаната. Хотя были раскуплены все билеты и 16-тысячный зал был полон, декабрьской толкучки у входа на Малую спортивную арену Лужников не наблюдалось, стражи порядка явно скучали. Мерчендайзинг был загнан на одну единственную точку, которую еще фиг найдешь. Короче, как-то это настораживало, ни тебе супер-постеров "Прощай, Ария!", ни тебе маек "Судный день" - стандартная линия для "Химеры", весьма слабенького качества. Войдя в зал, я поняла, что это еще не все приколы организаторов. Из-за желания срубить быстрые бабки эти деятели не обломались продать билеты как по бокам сцены, откуда видны только линии комбоусилителей, порталов и кусочек ударной установки в профиль, но и сзади, откуда, кроме попы Манякина, больше вообще ничего увидеть нельзя. Причем заметьте, что если задник стоил рублей 150, то боковые места считались охренительно крутыми, за что были оценены в 800 рублей. То, что с них ничего не видно, никого не волновало, ибо пресловутые экраны находились к этим боковым секторам под четким углом в 90 градусов, таким образом, все почти 2-часовое шоу страдальцы, вроде меня, стояли в углу сектора или в ложе чуть ниже, а отдельные элементы даже не пожалели сотенной бумажки, за которую добрый дядя омоновец пускал любого страждущего в партер. Искренне надеюсь, что организаторам этого безобразия все-таки придется гореть в аду, ибо такой циничной рубки бабла уже давно не было.
До начала концерта время убивалось просмотром архивных записей группы, типа встречи "Арии" с фанатами 1 декабря 2001 года, репетиции накануне Нашествия-2001, репетиции с симфоническим оркестром при записи "Потерянного рая" и увертюры к концерту в Зеленом театре 1 июня. Народ стал оживляться, и вот на экране засветилась эмблема "Судного дня".
Пошла знаменитейшая "Carmina Burana" Карла Орфа, правда, ею же начинался и концерт 1 декабря в прошлом году (м-да, опять же слабовата фантазия у организаторов). Пять монахов с зажженными факелами и в черных балахонах чинно прошествовали на сцену, центральный персонаж подошел к краю сцены - один взмах факелом, и огонек побежал по тонкому фитилю к куполу арены, откуда через мгновение посыпался каскад искр. Начало было впечатляющее, но, опять же забегая вперед, это был единственный эффект за все шоу. Если кто-то из присутствующих ожидал вновь увидеть улетающих под купол флейтисток, детей, бегущих за солнцем в майках борцов против СПИДа или огненные столпы, тот жестоко обломался, денег за билеты организаторы срубили, а вот денег на постановку шоу явно пожалели. А чего собственно миндальничать? Все равно последний концерт в истории группы, так чего деньги, в буквальном смысле слова, на огненный ветер переводить, так пусть народ колбасится.
Первой композицией суждено в тот вечер было стать "Химере", обложка одноименного альбома тут же не замедлила появиться на экранах (далее на экранах появлялись обложки всех альбомов, с которых звучали песни, а также проекция изображения с двух камер у сцены, в которые не уставали позировать арийцы во время концерта).
Вторым номером шла "Небо тебя найдет", после которой Кипелов поприветствовал зал: "Я долго думал, что надо сказать сегодня. Это оказалось трудно. Все в мире проходящее, а вечная только музыка", - после чего грянула "Раскачаем этот мир".
Далее шла "Горящая стрела", затем "Грязь", и вот зал погрузился во тьму, начали вспыхивать огоньки зажигалок, и всем стало понятно, что будет "Штиль", не хватало, конечно, полуголого Кримеца, однако исполнить его роль и оголиться по пояс для пущего эффекта никто из арийцев не пожелал.
Затем весь зал, срывая горло, подпевал "Королю дороги". И тут-то и наступило время сюрприза, который, судя по реакции, зал не оценил. На сцену был приглашен Кирилл Покровский (клавишник "Арии" времен "Мании величия" и " С кем ты?"), которому выдали микрофон, и он завел пространную речь о том, что за время долгого пребывания за границей и творения там опусов для фортепиано, он понял, что на свете есть две главные вещи, "РОДИНА", тут он сложил козу и показал на один отогнутый палец, и "АРИЯ", тут он показал на другой отогнутый палец. Далее он сказал, что собирается исполнить "Реквием", сочиненный, по его словам, не как реквием по "Арии", а реквием по ушедшей молодости.
Покровский решил еще какое-то время поколбаситься на сцене и по полной рубился под "Волонтера", более того, Кипелов дал ему спеть второй куплет.
Далее последовал "Обман", после которого зал подпевал "Осколку льда". Забавно, но прямо перед вступительным аккордами к "Осколку..." кто-то из передних рядов партера окатил Кипелова водой, на что он вежливо показал рукой: мол, все окей.
А затем зал просто взорвался на "Беспечном ангеле", из концерта в концерт вызывающего сумасшедшую бурю эмоций. "Ночь короче дня" с традиционным хором в записи, "Герой асфальта", "Игра с Огнем", несколько удивившая вступлением, сделанным Кипеловым: "Это самая длинная песня из тех, что мы написали. Она рассказывает о скрипаче Никколо Паганини". 9-минутный опус прошел на ура.
Все понимали, что конец концерта уже скоро, однако арийцы словно не чувствовали усталости и продолжали: "Ангельская пыль", "Тореро", "Баллада о Древнерусском воине", "Улица Роз". Да, забавно было наблюдать, как Кипелов решил немного повеселиться и во время исполнения "ты разбиваешь часы", усмехнувшись, постучал по воображаемому циферблату на руке.
На этом официальная часть концерта закончилась, музыканты ушли на короткое время за сцену. Вернувшись, Кипелов устроил традиционный конкурс кто кого перепоет. Разумеется, зал активно подпевал, хотя победитель конкурса в лице Валерия был известен с самого начала, что, собственно, никто и не пытался оспорить.
Далее нам представили людей, "которые помогали нам делать это шоу". На сцену пригласили звукорежиссера Валерия Шишакова, Евгения Шидловского, техников Сергея Степанова и Олега Лычагина. Дошла очередь и до музыкантов: Александр Манякин, Сергей Терентьев, Виталий Дубинин и Владимир Холстинин! И как только Дубинин сказал: "Валерий Кипелов!" сразу же бросил микрофон и бросился обниматься с Валерием, повиснув у него на шее, как лучший друг, словно и не последний это концерт в истории группы…
На бис исполнили "Здесь куют металл" и "Воля и разум", под которую выбежал Покровский, стал бегать по сцене, трясти хаером и отчаянно подпевать Кипелову, где только можно. А далее состоялась раздача слонов: традиционно в зал полетели напульсники Кипелова, барабанные палочки Манякина, медиаторы Дубинина, Холстинина, Терентьева, но, чем дальше в лес, тем толще партизаны, ибо Манякин не пожалел пластик от барабанов, за который в зале разгорелась нешуточная борьба. Гулять так гулять - и к передним рядам партера была вынесена манякинская тарелка, полетели в зал майки Кипелова и Манякина, Покровский же бросил в зал свой фрак и рубашку... Церемония прощания выглядела абсолютно не грустной, да и Кипелов не стал говорить речей про последнее прости, сказал лишь "Спасибо. Мы вместе. Да хранит вас Бог!" и покинул сцену.
В качестве послесловия можно сказать, что никакого "Судного Дня" не случилось, просто мы побывали на еще одном концерте группы "Ария", который стал последним для старого состава группы. Что более отвратительной организации концерта за последнее время не было, что минимализм действа в плане пиротехники и эффектов оставил довольно блеклое впечатление, т.е. можно сколько угодно кивать в сторону многострадального TCI, но концерт 1 декабря запомнится надолго своим размахом. Так что Армагеддона не случилось, нас в очередной раз обманули, однако, мы сами хотели быть обманутыми, ибо поверили в сказку, что "Арии" больше нет, хотя ее дело до сих пор живет и развивается Дубининым и Холстининым. Что ж, металлический Бог им судья!»
Многие ждали, что на Судном дне будет сделано заявление о роспуске Арии: «Мы расстаемся – так будет лучше…» Или, напротив, о примирении: «Вместе – мы инструмент земного оркестра!» Но ни того, ни другого сказано не было. «Всё в мире проходящее, вечна только музыка» - изреченную Кипеловым со сцены философскую фразу можно было трактовать как угодно.
В. Кипелов:
«Ну что могу сказать, я не знаю, он (Судный день) как-то незаметно проскочил. Поскольку так получилось, что у нас там была большая череда концертов, с начала августа фактически все это завязалось. И концерт, для меня лично, проскочил просто как очередной концерт в этом туре. И только уже спустя какое-то время, когда закончилось все это дело, я начал анализировать, что произошло. Хотя сам концерт хороший был, мне понравилось. То есть была нормальная атмосфера, никто друг на друга не бычился - мне так показалось. Было очень приятно появление Кирюши Покровского, я даже не ожидал… Как снег на голову, то есть я не знаю, может, кто-то и знал… Но я, по крайней мере, просто спускался со сцены и смотрю, знакомая кучерявая голова стоит. Мы с ним побеседовали, в общем, приятный был такой сюрприз…Может быть, и стоило сделать что-то феерическое, но, я так понимаю, что никто морально готов к этому не был, чтобы заявить, что вот да, все, мы точку ставим - последний концерт. Поэтому и концерт так прошел. То есть он прошел хорошо, нормально, но как очередной нормальный концерт, как очередной концерт в серии турне. В принципе я думал, что может быть, да, после концерта будут сказаны какие-то слова друг другу. Но нет, мы разошлись совершенно спокойно, как после любого другого концерта, сели, разъехались и все».
1 сентября сайт Арии закрывается на реконструкцию, одновременно открывается сайт группы «Кипелов» с графиком осенних концертов по всей России.
Через несколько дней на главной странице сайта Арии появляется обнадеживающая надпись: «Ария жива!». Фэны вспоминали все, что было в группе за ее многолетнее существование с Кипеловым в качестве неизменного фронтмена, и гадали: что же будет дальше? Под крики улетающих в теплые края серых птичьих стай рвалась через край и выплескивалась на форумы тоска о расколовшемся Золотом Составе…